Промальпцентр
г. Иркутск, мкр. Радужный, д. 118, оф. 1
У вас возникли вопросы? Позвоните нам: +7 (3952) 798-744, 588-178 (пн-пт, с 10.00 до 18.00)
Напишите нам: promalp@baikal.ru           

Вы здесь

Статьи о поездках

Гора Черского в июле или встреча с Санта-Клаусом

Экскурсионная разведка достопримечательностей

Горы

Информационная глава
Cеверобайкальск

Пейзажи по дороге...
Попали мы в сей стольный град на севере Байкала прямо из Иркутска по воде. До Порта Байкал, откуда ходит "Комета" (это такое судно на подводных крыльях), нас доставил теплоход "Восход" – на нем мы крались по водохранилищу около 2-ух часов из-за тумана (как потом выяснилось, это повлияло на общее время в пути). Затем всех пересадили в более вместительную "Комету". Резвая "птица" на подводных крыльях проходит чуть больше 500 км через все озеро-море за 10-12 часов.

Комета в Северобайкальске
Кстати, на пристани "Ракета" в Иркутске весь багаж пассажиров взвешивался перед посадкой (норма 20 кг на человека), но не рядом со входом на судно, а около кассы. Тетенька с весами сильно не зверствовала, но даже при весьма лояльном взвешивании у нас получился перегруз на 8 кг. Это не означало, мы оставляем вещи на берегу, просто надо было заплатить в кассу 10% от стоимости билета за каждые 10 кг перегруза. Почти как в самолете, кроме двух интересных нюансов. Первый – даже сверхнормативный оплаченный багаж, провозимый судном, по идее, имеет предел по массе, но "Комета" берет всех с любым количеством багажа. Второй – при входе, если ты не предъявляешь квитанцию об оплате сверхнормативного багажа, то тебе говорят: "У вас нет превышения? Проходите, пожалуйста". Вот такие вот правила...

Байкал нам, к сожалению, особо посмотреть не удалось – и так не очень хорошая видимость закончилась на выходе из Малого Моря. Весь остальной отрезок пути путешествие напоминало дрейфование в космосе: вокруг ничего не видно, белое молоко тумана, даже воду тяжело было иногда различить за бортом. Впрочем, нам все равно понравилось, и мы даже успели выспаться.

Как бы Комета ни летела, но в Северобайкальск мы пришли на 2 часа позже, а это уже не девять, а все полдвенадцатого вечера. Добравшись до гостиницы "ЧеремБасс", выясняем, что мест нет. Я предлагаю тетеньке поискать потщательнее и – о чудо! – находится даже не два, а четыре места. Добыв койко-места на ночь, мы благополучно ложимся спать.

На следующее утро был произведен тщательный осмотр города Северобайкальска. Если коротко охарактеризовать, то это маленький город, состоящий из новой и старой части. Центральная часть представляет из себя здание Торгового Центра, вокруг которого сосредоточены практически все административные здания: телеграф, банки (коих оказалось вовсе не один и не два), ДК "Железнодорожник", интернет-кафе, администрация города, парк отдыха и т.д. Старая часть города начинается за парком отдыха и представляет из себя довольно обширный частный сектор.

Вокзал находится в квартале от центра, а порт – в двух автобусных остановках от вокзала. Весь центр проходится за 10-15 минут. Чистый город с параллельно-перпендикулярными улицами ленинградской застройки. Северобайкальск совсем молодой – статус города получен 5 ноября 1980 г. Строился исключительно под БАМ (Байкало-Амурскую Магистраль), что называется, всем миром, но бОльшая часть приезжих из Ленинграда. Промышленности в городе нет, цены такие же, как в Иркутске, есть только железная дорога – этим и живут, как могут. Далее немного о достопримечательностях города, в которых мы побывали.


Музей истории БАМ

Диорама строительства тоннелей
На входе в музей висит табличка "Музей истории БАМа".
Во-первых, по правилам русского языка так писать не надо, потому как "магистраль" – слово женского рода и правильно пишется: "истории БАМ". Почему говорят "строительство БАМа" и "ехать по БАМу" – я не знаю.

Во-вторых, если вы уже самостоятельно интересовались историей БАМ и читали об этом, то вы ничего не потеряете, не посетив этот музей. Возможно, я ошибаюсь, но, почитав о БАМ в процессе подготовки к нашему путешествию, прослушала экскурсию в музее и почерпнула так мало, что даже стало обидно... Мой спутник Максим, как ни странно, придерживается такого же мнения, как выяснилось в разговоре после посещения.

Стереоскоп (с его помощью определяют высоты на картах)
Вернемся же к музею, что представляет из себя три небольших комнаты с экспозицией, включающей, в основном, старые фото и документы, немного вещей, рельефную карту полезных ископаемых и диораму строительства двух тоннелей между Северобайкальском и Нижнеангарском. Как любителей карт, нас заинтересовал стереоскоп, с помощью которого делаются карты (определяются высоты после аэрофотосъемки). Глядя на этот предмет, мысль о точности карты, которую вручную склеивают и подгоняют, возникают разные...

Для тридцатилетней истории (3 июля 2004 года БАМ исполнилось 30 лет) экспонатов не сильно много. Экскурсия меня, как я уже говорила выше, не впечатлила. Возможно, потому что сама училась на экскурсовода и работала им, возможно потому, что видела, как хорошо иногда это делают другие...

Однако, если вы ни разу не были в Северобайкальске, то посетите музей для общего представления. Кстати, с другой стороны здания есть картинная галерея, в которую мы не успели сходить. Как пройти в музей и сколько стоит экскурсия, читайте в последней информационной главе.


ДК "Железнодорожник"

Центральная площадь, слева ДК
Находится прямо на центральной площади и его тяжело не увидеть. Мы успели сходить только в зимний сад и не успели, к сожалению, зайти на выставку-продажу местных сувениров, картин и т.д.

Зимний сад небольшой, но впечатляющий. Прежде всего, впечатлила нас женщина, которая в нем работает, судя по всему, на энтузиазме – очень мягкая, душевная и действительно любящая свою работу. Я бы назвала сад "Уголок Вечного Лета" в суровых предгорьях Байкальского хребта.

В саду живет фламинго Филя. Его нашли в озере где-то на севере области в ноябре прошлого года. В деревне ему вылечили обмороженные лапки, а потом отдали в зимний сад. За полгода женщина его приручила и теперь на слова "Филя, выйди, пожалуйста" он, аккуратно переступая перепончатыми лапками, выходит из своего угла к посетителям. Очень симпатичное, белое и стройное создание. Не любит, когда шумят и делают резкие движения. Мы не стали его фотографировать, чтобы не делать из него музейного экспоната. При мысли, что все приходящие пытаются потрогать и сфотографировать его, становится грустно... Зачем трогать живое существо и влезать в его жизнь? Достаточно посмотреть.

Скоро его собираются перевозить в Красноярск, так как там для него есть лучшие условия содержания. Удачи Филе в его нелегкой и уже подневольной судьбе.


Улицы и жители

Антисейсмичный дом
При входе в город бросаются в глаза необычные волнообразные панельные пятиэтажки без балконов. Дома серии 122 в виде коротких дуг буквами "Г" расположены по розе ветров. Это специальные антисейсмичные дома, спроектированные ленинградцами для Северобайкальска, где много землетрясений, в связи с тем, что город находится в сейсмичной зоне тектонического разлома. Мы сначала подивились такой логике "нет балкона – выдержит землетрясение". Потом увидели другие дома – совершенно обычные прямые пятиэтажки, без волн и с балконами, и даже не буквой "Г", и задали вопрос: "А как же эти дома? Они уже не выдержат землетрясения?" Ответ следовал весьма невнятный...

Так как жители города старшего возраста практически все приезжие (раньше на мысе Курлы, где стоит Северобайкальск, был только лес) и городу чуть меньше 25-ти лет, то есть еще одна особенность, бросающаяся в глаза – нет стариков. В городе живет только первое поколение со всей России и стран СНГ, представляете? То есть практически все очевидцы строительства. Второе поколение – подростки и, максимум, студенты – еще только растут. Кстати, в начале строительства БАМ из селений здесь был только Нижнеангарск. Но так как на месте, где он находится, сильно не развернешься в плане строительстве города – с одной стороны горы подступают прямо к берегу, а с другой болотистая местность рек Кичера и Верхняя Ангара – город построили на мысе Курлы, где достаточно места.


Вокзал

Вокзал Северобайкальска
Очень красивый, напоминает корабль с парусом. Как и большинство зданий постсоветского времени, сделан из мрамора. Внутри небольшой, но чистый. Зал ожидания на втором этаже, сервис-центр и столовая – на первом. Примечательно то, что он не круглосуточный. Время работы с 5 утра до 24 часов. Видимо это помогает поддерживать чистоту и избегать бомжей. Впрочем, с блюстителями общественного порядка там все нормально, и на наших глазах пару раз проверяли документы у непонятного вида личностей. В столовой готовят весьма прилично и не сильно дорого, но что больше всего нам понравилось, продается неплохое вино на разлив. Рядом с вокзалом стоит огромная гостиница с нетривиальным названием "Подлеморье".


Порт и яхт-клуб

Находятся в паре автобусных остановок к северу от вокзала. Дойти можно минут за 20. Планировка порта очень оригинальна. Когда вы, выйдя из Кометы, захотите попасть на дорогу, ведущую в город, вам нужно будет обойти по периметру буквой "П" весь порт. Передвижение осуществляется по коридору шириной в 1-2 автомашины между бетонным забором, отделяющим ваш путь собственно от воды, и забором с колючей проволокой, отделяющим ваш путь от... войсковой части. Такое неожиданное местоположение учебной части, в которой, как мы поняли, готовят водолазов, исторически сложилось в результате передачи морвокзала под военное начало.

С одной из сторон к части примыкает яхт-клуб "Белый Парус". На его территории есть домики для проживания туристов. Ночуя на обратном пути в одном из таких домиков на втором этаже, за окном мы наблюдали весь утренний моцион матросов на плацу.

Яхт-клубу в этом году исполнилось 15 лет. На территории очень чисто, все учебные парусные доски и спортивные швертботы аккуратно сложены на подставки. Сюда нередко приезжают ребята из Иркутска и области.


Парк отдыха и набережная

Памятник воинам северобайкальцам
Парк в понимании городского жителя – это обычно специальное, засаженное деревьями место. Здесь же все наоборот, это место, которое не вырубали – эдакий кусок тайги в городе. Мы просто обалдели от такого парка. Идешь по дорожке, усыпанной хвоей, между сосен и лиственниц. Подлесок из кустов багульника, под одним из которых мы нашли шикарный шампиньон. На окраине парка обнаружили памятник "Воинам северобайкальцам". Экскурсовода рядом не было, поэтому так и пришлось остаться в неведении, каким воинам-северобайкальцам, держащим в руках ППШ (пистолет-пулемет Шпагина, разработанный и принятый на вооружение в 1940 г., использовался в годы ВОВ), поставлен памятник, если Северобайкальск строился в 70-х и получил статус города в 1980 году...

Семечковое счастье привалило...
Рядом с парком строится внушительное кирпичное сооружение, явно религиозного назначения. Тем, кто приедет через пару лет, достанется еще одна достопримечательность.

Углубившись в парк отдыха, отыскали колесо обозрения. На подходах к аттракциону хотели отдать кому-нибудь деньги за катание, но таковых не обнаружилось – колесо с пустыми "грибками" крутится, никого рядом нет. Маленькая девочка, ткнув пальцем в небо, сказала, что "тетя там и сейчас приедет". Тетя (вместе с другой тетей, дядями и пивом) действительно приехала и, не покидая своего места, сказала, чтобы мы садились, и после еще одного круга она у нас возьмет деньги. Немного удивившись методологии сбора денег и посадки, мы забрались в "грибок". Колесо по размеру меньше, чем в Иркутске (может, это колесо сейсмичной серии?), но все-таки приятно вознестись над верхушками сосен и посмотреть на город. Фотосессия сделана, мы подъезжаем к платформе, тетенька, чей "грибок" проехал платформу и пошел на третий (или n-й?) круг, смотрит на нас с недоумением. В итоге, мы стоим внизу в купюрами в руках, а тетенька едет наверх, командуя нам оттуда: "Отдайте деньги во-о-он той продавщице мороженого". Честно отдав деньги, мы покидаем сцену спектакля.

Набережная Северобайкальска – замечательное место для отдыха и прогулок. Если по виадуку перейти ж/д пути на вокзале, то через 100-150 м вы выйдете на набережную. Достаточно большой песчано-галечный пляж, переходящий в высокий берег с лесом. По берегу идет тропинка, по которой можно дойти практически до порта. Приятное место – внизу узкая полоска гальки с волнами, а вы идете сверху по краю, наблюдая байкальские просторы.


Источник Солнечный (Гоуджекит)

У нас в запасе еще целых 2 дня до приезда нашей остальной группы, поэтому разведка района продолжается. В футболках и шортах мы ходили недолго – всего один день, потом температура стала гораздо прохладнее, и далее ни один день не обходился без периодичных или постоянных осадков. "Где наша не пропадала – мы же приехали в горы", – сказали мы и надели штаны и куртки.

...Осознала, что я проснулась, но, не открывая глаза, услышала, что за окном стучит дождь. "Ну и не буду тогда их открывать", – подумала я и не открыла. В 11.30 дождь кончился, перспектива сидения в уже осмотренном городе не привлекала, и мы поскакали на вокзал, откуда в 12 отправлялась маршуртка в Гоуджекит.

Источник "Солнечный" находится в 31 километре (так, во всяком случае, написано на километровом столбике) на запад от Северобайкальска. Часто его называют "Гоуджекит", хотя Гоуджекит – это разъезд на БАМ, в километре от которого находится источник. Проезжаем обзорную площадку на выезде из города, забираемся на перевал, и асфальт благополучно заканчивается, сменяясь ухабистой гравийкой. Маршрутчик едет аккуратно, плавно объезжая все ямы и соблюдая все правила дорожного движения. Мы едем вдоль БАМ (непривычно смотреть на одноколейку), в одном месте переезжая рельсы. Иногда автомобильная дорога и насыпь железной дороги идут на расстоянии 3-4 метра на одинаковой высоте. В таких местах в насыпь вбиты куски рельс, дабы лихой водитель, случаем, не выехал на ж/д полотно. Автомобильные мосты через реки деревянные и одноколейные.

Декорация с пенопластовым куполом
В одном месте замечаем за окном старую деревянную церковь на берегу реки. Очень хотелось вылезти и сфотографировать ее, но маршрутка не делает внеплановых остановок. В конце нашего путешествия, уже всей группой мы снова ездили на источник и на этот раз остановились около церкви. Оказалось, что это декорации к съемкам фильма, что снимался этой весной на берегу реки Гоуджекит. Из села Байкальское привезли срубы и поставили прямо на землю. Каждый дом "разрезан" пополам, то есть стоит только половина дома. И церковь оказалась тремя стенами, подпираемыми с обратной стороны балками, увенчанными крашеным пенопластовым куполом. Что за фильм снимался здесь, нам никто так и не смог сказать.

Домик с пристроенным бассейном
Горячий бассейн – мечта!
Через час езды за 40 рублей с носа мы оказываемся в объятьях горячей минеральной воды. Деревянный дом с двумя раздевалками, выходящими к бассейну, разделенному на две части. В одной части вода теплая, а в другой горячая, около 40 градусов, сероводородом почти не пахнет. На выходе источник температурой 50° – так, во всяком случае, написано на листе описания в холле дома. Там же написано, что скважина глубиной 170 метров и анализ сероводородной воды сделан в 1995 году томским институтом. Источник арендует(!) фирма "Гелиос", соответственно, вариантов покупаться бесплатно, у вас нет. Минимум 40 рублей за один раз (один раз – это 1,5 часа) или 80 рублей за весь день.

На ощупь вода немного мыльная – сказывается щелочная среда – поэтому окунание головы было равносильно ее мойке шампунем. Тут же есть душ с той же самой водой, но холодной. Бассейны под открытым небом – сверху падает дождь, прохладно, зеленые сопки, а мы сидим в горячей воде и, в буквальном смысле этого слова, плющимся.

После полутора часов купания с перерывами на "подышать" и "посидеть" выползаем в холл уже совсем плоские с плавностью в движениях и просветленностью во взглядах. Не знаю, как народ умудрялся после этого в холле дружно налегать на пиво и водочку, а мы отпивались минералочкой, лежа на качелях рядом стоящего гостиничного дворика.

Обзорная площадка Северобайкальска
Обратная дорога отличалась от дороги "туда", как день от ночи. Кавказские джигиты в Баксанском ущелье, рассекающие по обледенелой горной дороге, отдыхают. Хоть мы были и не на стадионе "Нужники", но "гонки на маршрутках" получили по полной программе (спасибо господину Гоблину за сравнение, иначе трудно было бы описать происходящее – смотрите фильм "Буря в стакане").

Стойки микрика пробились не один десяток раз. Тщательно держась за поручень и наблюдая на переднем сидении около левой дверцы, как колесико едет со скоростью около 100 км/ч по насыпанному холмику гравия слева от левой(!) колеи, становилось не по себе. В 20 см от холмика начинался крутой откос к реке внизу ущелья. Просветленность в глазах и плоскость тельца после купания как рукой сняло, и даже подвыпившие и веселые в начале обратного пути пассажиры утихли и, стиснув зубы, смотрели в окно.

Выгрузившись на обзорной площадке перед въездом в город, мы, спокойно вздохнув и погуляв по окрестностям, отправились домой в гостиницу.

Водители бывают разные...


Нижнеангарск

Аэропорт в Нижнеангарске
Ликвидация очередного "белого пятна" на карте нашего путешествия осуществилась на следующий день. Опять же, на маршрутке от вокзала едем уже на восток и опять же, вдоль БАМ. Дорога асфальтирована и идет по самому берегу Байкала. Слева мы воочию наблюдаем диораму из музея истории БАМ. Доехав до Нижнеангарска, решаем выйти рядом со зданием аэровокзала и пройтись пешком в обратную сторону. Аэропорт находится в северной части поселка.

На окне висит расписание полетов "Бурятских авиалиний", кстати, гораздо насыщеннее и обширнее, чем мы ожидали. Вертолеты и самолеты АН-24 приземляются около обшарпанного здания, внутри которого, как мы обнаружили, нет ничего, кроме крашеных стен и лестницы на второй этаж.

Церковь Свет Евангелия
Здесь начинается Байкал...
Путешествие по поселку принесло не много открытий: КСК "Бамтоннельстрой" (культурно-спортивный комплекс), рядом с ней церковь "Свет Евангелия" непонятного вероисповедания и т.д. Самая близкая к Байкалу улица Рабочая выглядит весьма печально: покосившиеся полузаброшенные дома, болота с лужами – тишина и запустение. На верхних улицах все-таки жизнерадостнее.

Трубочки ей понравились...
"Голуби летят над нашей зоной..."
Пройдя большую часть поселка, мы вышли на набережную. На ней, как положено, шеренгой высажены тополя. Ветер к этому времени разыгрался не на шутку, и тяжелая свинцовая волна обрушивалась с грохотом на прибрежную гальку.

Неудачные пирожные, купленные накануне, оказались по вкусу местным чайкам. Взамен у нас появилась возможность пофотографировать их на расстоянии вытянутой руки.

Насладившись созерцанием волн и крыльев чаек, заглянули в отдел туризма Визит-Центра, где не застали Наталью Распутину – координатора по туризму Нижнеангарской Администрации. Она нам очень помогла в подготовке и организации путешествия.


Встреча с коллегой

Валерий Михайлович Кузнецов
В очередной раз проходя мимо северобайкальского вокзала, взгляд остановился на знакомом до боли объекте – горном велосипеде. Обнаружив коллегу по увлечению, мы не могли пройти мимо, не познакомившись.

"Trek 800, нагруженный велосипедными сумками, не может появиться здесь случайно", – решили мы, и поспешили к пожилому мужчине спортивного вида. Валерий Михайлович Кузнецов, пенсионер 50-ти с хвостиком лет из Челябинска, оказался приятным в общении человеком, и мы разговорились. Выяснилось, что он едет из Челябинска уже 1,5 месяца через Тайшет и Усть-Кут по БАМ. "Намотал" 5000 км и здесь свое путешествие заканчивает. Зная с прошлой поездки, что после Нижнеангарска до Нового Уояна дорога просто отвратительная, он возвращается домой.

Мы невольно вспоминаем дискуссии в форуме на Angara.Net о том, у кого какой велосипед как ездит, лучше или хуже накатывает, идет по пересечёнке, имеет вилку с ходом на пять-десять миллиметров больше или меньше т.д. Тут сразу приходит понимание, что все это полная ерунда. Если человек хочет, то он едет. "Железная" рама, втулки без пыльников, спереди одинарный обод, туклипсы, рогов нет, но есть простенький компьютер Cateye Velo 2. Единственное, это вилка Manitou Sixsport. Как сказал Валерий Михайлович: "Если хочешь ехать – езжай и ничего не бойся". Он едет в день по 140 км, по БАМ больше 80-ти не получалось, еду готовит на костре, ночует в обычной палатке, типа High Peak.

Коллега рассказал о своих велопутешествиях по БАМ, Ольхону, Лене и т.д., а также поведал, что собирается поездить по льду Байкала.


Продолжение: Горы